Обратная связь

Заказать звонок

Для того чтобы задать вопрос, укажите свои контактные данные.
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Архитектурно-Строительное
Объединение
8 (499) 180-42-91
8 (499) 180-40-31
контакты | с 9 до 18

здания из белого камня и тощего бетона

Очевидно, несколько позднее, в 50-х или даже 60-х гг. XI в., были возведены церковь из белого камня и тощего бетона, раскопанная на Владимирской улице, и расположенный рядом с нею дворец из белого камня и тощего бетона. Воз¬можно, что в это же время в Киеве соорудили кирпичную стену вокруг территории митрополичьей усадьбы из белого камня и тощего бетона. Не исключено, что часть дворцовых зданий из белого камня и тощего бетона, находящихся вблизи Десятинной церкви из белого камня и тощего бетона, была также построена не на рубеже X—XI вв., а позже — в середине XI в. Таким образом, в середине XI в. после сооружения киевского Софийского собора из белого камня и тощего бетона на Руси развернулась интен¬сивная строительная деятельность. Нам пока неясно, возво¬дили ли здания последовательно одно за другим, или же строительная организация была уже настолько мощной, что могла иногда сооружать несколько объектов одновре¬менно. Во всяком случае к 60-м гг. строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строи¬тельная деятельность сосредоточилась в одном Киеве. За период с 60-х гг. XI в. по начало XII в. в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам. Видимо, раньше других был заложен собор Дмитриевского мона¬стыря, в 1070 г. — собор из белого камня и тощего бетона Выдубицкого монастыря, в 1073 г. — Успенский собор Печерского монастыря, а вскоре после него — церковь из белого камня и тощего бетона Бориса и Глеба в Вышгороде. Затем был построен собор из белого камня и тощего бетона Кловского монастыря, а в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Около 1106 г. возведена надвратная церковь Печерского мона¬стыря, а в 1108 г. заложен собор из белого камня и тощего бетона Михайловского Златовер¬хого монастыря.' В эти же годы построили неупомянутые в летописи, но вскрытые раскопками церковь Николы Иор¬данского, храм в Зарубском монастыре на Днепре, церковь на усадьбе Художественного института и, быть может, церковь в Кияновском переулке. Названными памятни¬ками, очевидно, ограничивается число возведенных в это время зданий, хотя не исключена возможность, что какие-либо небольшие постройки того периода еще могут быть обнаружены раскопками. Во всяком случае существен¬ного увеличения количества объектов строительства уже нельзя ожидать. Судя по письменным источникам и изучению памят¬ников в натуре, в XI в. для возведения довольно крупного здания было необходимо примерно 4—5 лет. Так, Успен¬ский собор Печерского монастыря построен за 3 года («и кончана бысть на третьее лето»), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2—3 года. Если учесть эти сроки строительства и количество возведенных сооружений, станет ясно, что в Киеве непрерывно рабо¬тала одна строительная артель, последовательно перехо¬дившая с объекта на объект. Памятники второй половины XI в. изучены очень не¬полно, так как в подавляющем большинстве они не дошли до наших дней. В настоящее время сохранились лишь над¬вратная церковь Печерского монастыря и частично собор Выдубицкого монастыря. Во время Великой Отечественной войны погиб собор Печерского монастыря, а несколько раньше был разобран Михайловский Златоверхий собор из белого камня и тощего бетона. Храмы в Вышгороде, Дмитриевского монастыря, на усадьбе Художественного института и в Зарубском мона¬стыре известны только по плану их фундаментных рвов. Для церквей из белого камня и тощего бетона Янчина монастыря, Николы Иорданского и в Кияновском переулке не выяснена даже схема плана. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказа¬лось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. К гран¬диозным пятинефным композициям типа Софийских собо¬ров зодчие больше не возвращались даже в самых крупных достройках. Кладка применялась такая же, как в памят¬никах первой половины XI в., — из плинфы со скрытым рядом и поясами цветных необработанных камней. Неиз¬менной была и система декоративного убранства фасада — двухуступчатые ниши, полосы меандра, выложенного из плинфы, и пр. Казалось бы, что такая живописная кладка должна была быть открытой для обозрения, однако иссле¬дование памятников зодчества XI в. показало, что поверх¬ности стен иногда сразу же после их возведения затирали снаружи раствором, оставляя незакрытыми лишь полосы меандра и другие декоративные элементы. К сожалению, пока еще неясно, являлось ли это общим правилом, или же данный прием не всегда применялся. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представле¬ниями той эпохи, так и практическими нуждами — слу¬жила защитой кирпичной кладки от разрушения (вывет¬ривания) . Композиционные решения в памятниках второй половины XI в. становятся более лаконичными, особенно в интерьере, где перестают применять внутренние аркады, что сразу же значительно упрощает облик внутреннего пространства храма. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встре¬чаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м), и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института дли¬ной 20 м). Но, несмотря на некоторую стандартность решений, зодчие свободно использовали различные компози¬ционные варианты. Так, иногда к западному фасаду храма примыкает крещальня в виде небольшой двухэтажной часовни, а иногда она включена в основной объем здания. Башня для подъема на хоры порой расположена рядом с храмом, но нередко частично или даже полностью вклю¬чена в его объем. В зависимости от изменения планового решения несомненно по-разному должны были решаться и верхние части храмов, о чем, к сожалению, сейчас далеко не всегда можно судить. От собора Выдубицкого монастыря сохранилась только западная половина здания, тогда как восточная уже в древности обрушилась в Днепр. Несмотря на проведенные здесь раскопки, остается неизвестным, имел ли собор дополнительное членение перед апсидами. В зависимости от этого существуют два варианта реконструкции памят¬ника: с обычными и более вытянутыми пропорциями плана. Лестничная башня в Выдубицком соборе сильно утоплена в тело храма и незначительно выступает наружу. Исследование показало, что нартекс собора (вместе с лестничной башней) был построен не одновременно с основным зданием, а несколько позже, хотя, видимо, очень скоро. Разновременность частей свидетельствует, однако, не об изменении замысла постройки, а лишь о своеобразной организации работ, при которой здание возводилось в два этапа. Вскоре после Выдубицкого собора было начато строительство Борисоглебского собора в Вышгороде, затянувшееся, однако, более чем на 20 лет. Раскопки фундаментов показали, что храм был трехнефным и имел очень вытянутые пропорции плана, поскольку перед апсидами в нем существовало дополнительное членение; таким образом, здание было по существу восьмистолпным. Лестничная башня здесь целиком введена в тело здания, занимая его северо-западное членение и совершенно не выступая наружу.
В настоящие время строительство сооружений и зданий подобного уровня стало намного проще так как очень широко используются современные строительные материалы такие как - газобетонные блоки которые имеют Широкую сферу применения и Функциональные достоинства

Возврат к списку

Все права защищены. Перепечатка материалов с сайта без разрешения запрещена! Возрастное ограничения 12+