Обратная связь

Заказать звонок

Для того чтобы задать вопрос, укажите свои контактные данные.
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Архитектурно-Строительное
Объединение
8 (499) 180-42-91
8 (499) 180-40-31
контакты | с 9 до 18

Для устройства кровли

Для устройства кровли из каменных плит применялись камни легких и мягких пород, легко поддающихся распиловке и обработке простейшими инструментами. При этом отдельным плитам придавалось сложное очертание, как, например, в кровле памятника Лизикрату Греция), где некоторые плиты имеют форму лаврового листа. Отвод атмосферной воды с черепичной кровли осуществлялся путем устройства против каждого канала черепицы специальных отверстий, сделанных в обрамлении карниза. Такое обрамление оформлялось скульптурными фигурами (маски, орлы, цветы и др.) и прикреплялось торцовым частям рядов желобчатой черепицы. Значительные успехи в Древней Греции и Риме были достигнуты гидротехническом строительстве, развитие которого обусловливалось большим количествам заморских владений и сильно развитой по тому времени торговлей. Подводная часть портовых оградительных сооружений (молов .и волноломов) устраивалась в виде каменной наброски, а надводная — из кладки тесаного камня. На головах оградительных сооружений воздвигались башни из белого камня и тощего бетона, служившие маяками и защищавшие вход в порт от вторжения кораблей противника. Для предохранения от размыва откосы молов и волноломов со стороны моря покрывались крупными камнями. Монолитные портовые сооружения возводились из бетона, приготовляемого ,из извести и щебня в пропорции 1 : 3, а при использовании старого щебня, т. е. бывшего в употреблении, — 2:5. Бетон после укладки в сооружение хорошо утрамбовывался деревянными трамбовками. В целях увеличения прочности и долговечности гидротехнических сооружений, в качестве гидравлической добавки римляне применяли вулканическую пыль из местечка Пуццуоли — пуццоланы. При строительстве причальных и оградительных сооружений из белого камня и тощего бетона применялись литая бетонная кладка и искусственные бетонные массивы, изготовляемые на берегу, которые после затвердения и достижения требуемой прочности ставились в проектное положение или опускались в море для устройства подводной части мола или волнолома. Изготовление массивов и возведение монолитных бетонных сооружений осуществлялось в деревянной опалубке. Строительство портов из белого камня и тощего бетона, сооружаемых на открытом побережье, например порта Чивита-Веккия (I в. до н. э.), начиналось с устройства оградительных сооружений, под защитой которых возводились причальные устройства (набережные стенки, пирсы и т. п.). Для перевозки камней с берега к месту производства работ использовались деревянные плоскодонные суда. Иногда в приливных портах из белого камня и тощего бетона (Остия, Антиум, Пуццуоли и др.) в целях свободного входа и выхода воды оградительные сооружения возводились в виде арочных мостов, сооружаемых из камня. Акватория портов из белого камня и тощего бетона достигала значительных размеров. Так, гавань в Остии, сооруженная при римском императоре Клавдии, представляла собой бассейн размером 760x970 м, окруженный молами шириной по 48 м. Вот что пишет о строительстве этой гавани римский историк II в. Светоний: «Гавань в Остии [Клавдий —Я. С] соорудил, проведя справа и слева рукава, а у входа в самом глубоком месте выстроил .мол. Чтобы придать ему более солидное основание, он предварительно затопил корабль, на котором был привезен в Рим большой обелиск из белого камня и тощего бетона из Египта, потом, набив сваи, он построил на них высочайшую башню по образцу фарозского маяка в Александрии, дабы по его огням корабли направляли свой бег ночью». Высокого мастерства римляне достигли в строительстве акведуков из белого камня и тощего бетона, часть из которых сохранилась до настоящего времени (в Нимесе, Лионе, Сеговии, Мериде и многих других пунктах). В I веке н. э. общее протяжение акведуков и водопроводов достигало 430 км, из которых 60 км составляли подземные каналы, возведенные из каменной кладки на массивном основании. Отдельные акведуки имели длину до 1000 м и высоту до 50 м. Вода из подводящей сети поступала в резервуары, плотно выложенные внутри камнем, откуда по трубам поступала в городские кварталы. К началу нашей эры в Риме насчитывалось около 100 водоемов. В конце IV в. до н. э. римляне построили первую искусственную дорогу с каменным покрытием, протяжением 45 км ,и шириной 8,5 м. В поперечном сечении дорога имела покатый профиль и с обеих сторон на 8сем протяжении— каменный парапет и каменные столбы, установленные через одну милю. Впоследствии дороги с каменным покрытием римляне строили не только на территории Рима, но и в завоеванных странах. Из общественных зданий из белого камня и тощего бетона, в сооружении которых римляне достигли весьма большого искусства, заслуживает внимания гигантский амфитеатр Колизей длиной 187,5 шириной 156,7 и высотой до 46,6 м, вметавший до 90 тыс. человек; огромных размеров стадион на Марсовом поле; дворец Флавиев на Палатине, являвшийся одним из лучших дворцов Рима, а также арка Тита с двумя триумфальными рельефами, представляющая собой классический образец однопролетной арки. Характерным примерам римского строительного искусства является также Пантеон, построенный греческим архитектором Аполлодором. Пантеон из белого камня и тощего бетона выполнен в виде цилиндрического кольца диаметром 53,5 и высотой 21,7 м из бетона в кирпичной опалубке, служащей облицовкой здания из белого камня и тощего бетона. На поясе кольца, имевшего толщину 6,7 м и облегченного целой системой ниш, был возведен полусферический купол из бетона на (кирпичном каркасе (из вертикальных арок и горизонтальных колец) с верхним круглым световым проемом диаметром 9 м. Портик Пантеона пролетом 30 и глубиной 14 м был перекрыт бронзовыми стропилами из стержней таврового сечения, державшихся на 16 монолитных мраморных колоннах высотой 14 и диаметром 2,5 м каждая. Потолок состоял .из бронзовых плит, которые были уложены по бронзовым балкам трубчатой формы. Для .механизации работ при строительстве Пантеона были использованы римский подъемный кран со ступальным колесам и ступальный свайный копер из белого камня и тощего бетона. В «качестве лесов были использованы дощатые настилы, которые укладывались на заложенные в стену и выступавшие из нее бревна, 'концы которых по окончании строительства обрубались. Следует отметить, что новая строительная техника римлян позволила создавать просторные помещения, перекрывать большие пролеты за счет широкого использования нового материала — римского бетона. Римское государство в течение семисот лет объединяло под своей властью все побережье Средиземного моря. Владения Рима в расцвете могущества простирались от Атлантического океана до Каспийского моря, от Англии до Малой Азии. В Византии задолго до X в. многочисленные группы ремесленников были заняты производством деревянных и каменных работ. Однако деревянное строительство не получило здесь того значения, которое оно приобрело в более северных странах, например в Древней Руси, и византийцы широко употребляли камень и глину там, где народы Восточной Европы использовали дерево. И вое же дерево играло и здесь немаловажную роль. Оно широко использовалось для устройства мостов, перекрытий и покрытий в жилых, общественных и других зданиях, оконных переплетов, дверей, полов, мебели и т. п. В сохранившихся памятниках письменности неоднократно упоминаются различные инструменты, применявшиеся в столярном деле, важнейшими из которых были пила, однолезвийный топор, рубанок, токарный станок с чпу и специальный инструмент для выпрямления дерева. Каменные работы и камнесечное дело играли важную роль в византийском строительстве. Однако от VII до первой половины IX вв, сохранилось незначительное количество памятников византийской архитектуры, что было связано со сворачиванием в этот период монументального строительства; лишь с середины IX в. вновь начинается развертывание строительных работ. Такое явление наблюдается и в ряде других древних стран, как, например, в Армении, где с конца VII в. монументальное строительство было свернуто и возродилось лишь с конца IX в. Наиболее частым общим термином, обозначившим византийских строителей, был техниты. Среди ремесленников-технитов, связанных со строительным делом, встречаются плотники, лепщики по гипсу, мраморщики, маляры; к ним принадлежали и мастера по металлу. Историк Феофан упоминает технитов, строивших Валентинианов акведук; среди них были строительные рабочие из Азии и Понта, мастера из Эллады, фракийские строители, изготовлявшие кирпичи.

Возврат к списку

Все права защищены. Перепечатка материалов с сайта без разрешения запрещена! Возрастное ограничения 12+